Семинар Светланы Золотниковой. Инструктор и судья EKL по обидиенсу и аджилити.Это очень краткий конспект,Лекция была почти 7 часов.
Чтобы обучать собаку с помощью кликера,надо-понимать как обучаються собаки
-научиться использовать кликер
-понять,что такое shaping (отгадалка)
-понять,что являеться для собаки премией ( и что наказанием) и научиться
контролировать все возможные премии
-развить у собаки внимание и повысить концентрацию ( например через глаза)
-играть с собакой,чтобы улучшить отношения Кликер не волшебная палочка,которая за вас сделает из проблемной собаки хорошую или из домашнего любимца спортсмена
Каждый треннировочный метод использует одну и ту же фундоментальную технику- собака что то делает ( поведение) и у её действий
( поведения) есть последствия.Если последствиями являеться что то такое,что собаке нравиться,собака будет снова и снова пытаться повторить эти действия.
Если нет-собака будет пытаться их избегать.Единственная разница между методами-это то,какие последствия выбирает тренер.
Что для собаки являеться премия и что наказанием-выбирает собака,а не тренер.
Собака должна стать оперантной до того,как вы начнёте её обучать,то есть собака должна понять,что она заработает премию,
если сделает то что вы хотите.Что бы получить премию,она будет предлогать разные действия.Собака должна быть активно мыслящей.
Кликер-треннинг
Кликер-треннинг это одна из форм оперантного обучения,который основываеться на научной технологии и используеться с 1940 года.
Гарвардский психолог Б.Ф.Скиннер и его коллега Фред Келлер уже в 1920х годах начали обсуждать тему,как можно изменять поведение.
Келлер и его жена Мариан Бреланд начали использовать оперантное обучение на практике уже в 1943 году.Они сами изготовили кликеры
и обучали самых разных животных от попугаев до собак,постепенно расширяя список учеников ( коты,овцы,быки и т.д) К нашей удачи они
были не только талантливыми дрессровщиками,но и хорошими учителями,так что метод начал распространяться.Одним из самых известных
их учеников являеться,например,Боб Бейли ( который вместе с Мариан Бреланд обучил более 40 видов животных!)
Знаменитые цитаты от Боба Бейли..
-Training is a mechanical skill -треннировка -техническое умение
-If you feel emotional -stop training - Если чувствуешь эмоции-останови треннировку
-Reintorcing what we don*t want can be worse than not reinforcing what we do want - Подкрепить то что не надо,хуже чем чем не подкрепить нужное
- Good intentions are not the same as good training.It is not what you plan that counts,it*s what you do - Хорошие намерения,не то что хорошая треннировка
-You can never really know what an animal thinks,wants or feel.We work with what we can see - Вы никогда на самом деле не можете знать,что животное
думает и хочет!
Кликер-тренинг это технология обучения животных,но в то же время это и философия обучения.Базируеться кликер-тренинг не на коррекции или наказании,а на
положительном подкреплении.В кликкер-треннинге используються как классические,так и оперантные рефлексы.
Технология очень проста
1 Получить желаемое поведение ( 4 метода)
2 Маркировать желаемое поведение ( кликером)
3 Подкрепить желаемое поведение ( лакомство/игрушка)
Этапы кликер-тренинга
1 знакомство собаки с кликером ( выробатка реакции на клик)
2 использование клика для маркирования нужного поведения
3 добавление сигнала на сформированное поведение
4 доведение сформированного поведения до навыка
Мотивация
Мотивация это главный фактор,влияющий на то,будет ли представлено животным то поведение,
которому его учили,или нет.Мы должны уметь манипулировать мотивацией нашей собаки.Мотивация
как топливо для машины-без топлива не тронеться с места ни одна машина,так и без мотивации ничего не сделает не одно животное.
Мотивация активизирует и управляет поведением животного.
Закон последствий Торндайка
Если поведению следует что нибудь хорошее,животное пытаеться снова и снова повторять это поведение.Если же поведению
следует что нибудь плохое,животное стараеться это поведение избегать.
Премия должна поступать непосредственно сразу после правельного поведения,самое позднее в течении полсекунды.
Достаточно часто-примерно ,каждую 5ю секунду.В минуту 20 раз,если мы обучаем собаку чему то новому.
Самые главные вопросы
Когда давать
Что давать ЧТОБЫ АКТИВНОСТЬ НЕ УПАЛА
Сколько давать
Если в треннировке изменений к лучшему нет-что то одно из них НЕПРАВИЛЬНО!!
Цель кликер-тренинга являеться заставить собаку использовать свой ум и активно учавствовать в треннировочном процессе.
При обучении важны оба типа рефлексов-классические ( classical response,И.Павлов)и оперантные/ инструментальные
( operant response,Б.Ф.Скиннер)
Кроме того,существует ещё и третий тип рефлексов-ориентировочный рефлекс/ориентировочная реакция (orienting response И.Павлов)
Это ответ организма на доселе неизвестный стимул ( стимул ,который ни с чем не связан) или на неожиданный стимул.
Примером могут служить движения и шумы ( напр..хлопок дверцы машины) Поскольку большинство этих стимулов не имеет в итоге никакого значения,животное учиться
их игнорировать ( напр..лай из телевизора) Способность организма прекращать реагировать на знакомые ( повторяющиеся) стимулы,которые больше ничего
не значат ( не несут новой информации) называеться привыканием (habituation)
Существует и противоположная реакция на стимулы- сенсибилизация ( уселение чувствительности,sensitization).Вместо того,чтобы привыкать к повторяющимся
стимулам,животное начинает на них реагировать с каждым разом все сильнее и сильнее.
К стимулам,которые вызывают у животного очень сильные эмоциональные реакции ( напр..страх) очень часто оно и не может привыкнуть.
Кроме того,сенсибизиция очень обобщённая,привыкание же очень специфическая вещь.Чувствительные собаки чрезмерно сильно реагируют на все вещи.
Кликер как маркер
Кликер -это механизм,при нажатии на который раздаёться характерный звук( клик) и тем самым животному подаёться сигнал о том,
что оно ведёт себя правельно и скоро получит за это премию ( будь то мяч или лакомство)
Клик-обещание,клик не команда и не премия!!
До того как начать использовать кликер,надо придвть значение кликеру.Когда связь между кликером и премией будет установлена,мы
сможем подмечать кликером как маркером любое мельчайшее действие собаки.
Кликеры бывают 3 вариантов
-пластиночный
-кнопочный
-электронный
Свои плюсы и минусы
-различная громкость
-труднее/легче нажать
-возможно назатие ногой
Кликер используеться в двух случаях
- при обучении чему то новому
-при оттачивании уже известного поведения
Чтобы не испортить собаку,лучше научиться использовать кликер с помощью игр ДО того,как вы приступите к обучению собаки.
Правила использования кликера.
1 Сначала клик, потом премия
2 Пустых кликов не бывает
3 Своевременность
4 Клик может быть только один,кусочков лакомства может быть сколько угодно
5 Сначала клик являеться освобождающей командой,потому что переключает внимание собаки с действия на клик.
6 Лакомства являеться быстрой премией,игрушки-медленной
7 Одна треннировка- 25 кусочков лакомства
8 Не используйте голос ( не отвлекайте собаку,помните про ориентировочный рефлекс)
9 Если собака предлогает что то такое,чего вы не желаете,просто игнорируйте это.
10 Не ждите идеального выполнения,кликайте за мелкие шажки в нужном вам направлении
11 КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УДАЧНЫМ! ДЛЯ ТОГО ,ЧТОБЫ ОНО БЫЛО УДАЧНЫМ,ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ДЛЯ СОБАКИ
ДОСТАТОЧНО ЛЁГКИМ.НЕ ТОРОПИТЕ СОБЫТИЯ! Треннировка должна быть короткой,не более 10-15 минут.Щенку хватит и 5 минут.Если
есть такая возможность,повторяйте треннировку 2-3 раза в день.
Кликать и давать лакомство нужно быстро,но не так быстро,чтобы клик и лакомство поступали в одно и тоже время! Сначало клик,потом
лакомство ( рефлекс Павлова).Постепенно время между кликом и поступлением лакомства можно растягивать ( но не на время более 5 секунд)
Еду держим в активной руке ( правша- в правой) ,кликер в другой руке!
Методы
Capture- подлавливание,выборочное кликание
Shaping- шейпинг,отгадайка
Targeting- использование таргетов
Lure- наведение
Выборочное кликание-вы можете использовать кликер для подкрепления естественного поведения,предлогаемого собакой.Но нужно
быть очень внимательным,потому что собака может предложить одновременно несколько действий ( виляет хвостом и гавкает)Именно с помощью этого метода часто собак
обучают таким вещам,которые они на самом деле уже умеют,но по отношению к которым у нас отсутствует контроль( зрительный контакт,отряхивание,чихание,
зевание,копание и проч..) Всё,что нужно делать-просто наблюдать и подкреплять желаемое поведение.Сначало нужно понаблюдать за животным-что именно оно чаще всего предлогает.
Нет смысла сидеть с кликером в руках и ждать ,когда собака ,напр..взлетит или прокукарекует.
Слабые места
-невозможно подкрепить то,что собака не предлогает
-уходить много времени
Наведение-это самый популярный метод получения желаемого поведения ( и без кликера).С помощью лакомства или игрушки собаке помогают принять определённую
позу или сделать что нибудь.
Слабые места
- Наведение не работает на дистанции
- Может случиться так,что животное никогда не начнёт представлять поведение без лакомства
- Энтузиазм собаки может уменьшиться,когда она заметит,что лакомства начинают даваться реже.
- Собака может так завестись от лакомства или мяча,что кроме руки ничего не заметит,в т.ч и то,что она сейчас сделала
- Собака не учиться думать самостоятельно и смело что нибудь предлогать
- Если вы не умеете постепенно сводить наведение на нет,то оно очень быстро само по себе превратится в команду
Если вы перестали наводить собаку ( напр..лакомством) и собака не выполняет команду,скорее всего,вы научили собаку тому,что для того,
чтобы она получила премию,необходимы 3 условия
1 сигнал телом ( поднятая рука)
2 устный сигнал ( команда сидеть)
3 лакомство в руке
Собаки достаточно умны,чтобы понять,что если что то из этого списка отсутствует,то можно вообще не садиться.
Чтобы избежать этого,используйте наведение минимально-т.е максимально 3 раза,используя тот же самый сигнал рукой без наведения.
Как только собака в ответ на это начнёт садиться,замените этот сигнал устной командой.
Так что стоит 100 раз подумаь,прежде чем решить использовать наведение в обучении.Скорость обучения не являеться самоцелью!
Если собака находиться в обсалютном тупике и начинает становиться безразличной или уходит в себя,то для поднятия уверенности собаки необходимо
быстро воспользоваться наведением.Некоторые элементы очень тяжело потом избавить от наведения,так что лучше планировать такие вещи заранее.
Некоторым же элементам,наоборот,очень удобно обучать при помощи наведения,напр..кружение,дай лапу,слалом между ног,хождение рядом.
Использование таргетов ( цель,мишень)Слабые места
-может случиться так,что у животного возникнет проблема с представлением поведения без наличия таргетов,если вы не сумели вовремя свести помощь
таргетов на нет
-собака не учиться думать самостоятельно
-собака может продолжать искать наземные таргеты,если вы не сумели вовремя сформировать связь между конкретным местом и ( теперь уже
отсутствующим) таргетом
Метод хорошо подходит для обучения такому поведению,как напр..хождение рядом или отсыл собаки ( на место,в клетку,в квадрат,к конусу и проч..)
пятиться и т.д
Шейпинг ( формирование поведения через направление его разных фаз)Это как игра тепло/холодно,где шаг за шагом собака движеться к идеальному поведению.Искусство шейпинга состоит в отсрочке
ожидаемого клика.То есть надо дать собаке время подумать о том,что она на верном пути,но всё таки кликнуть немного до того,как собака вообще откажеться от какой
либо деятельности и сдастся,потому что ей вообще нечего предложить.
Планирование своей деятельности-очень важен первый шаг ( так называемое opening behavior-напр..при обучении укладки-многие собаки перед тем,как лечь,
смотрят на пол)
10 законов шейпинга от Карен Прайод
1 Повышайте критерии небольшими градациями,чтобы у животного всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
2 В конкретный промежуток времени отрабатывайте что то одно,не пытайтесь формировать поведение по двум кретериям.Помните о своей цели и
концепции черного/белого
3 Прежде чем повышать критерии,варьируйте подкрепление
4 Вводя новый критерий,немного ослабьте старые
5 Будьте впереди того,кого вы обучаете-полностью планируйте свою програму шейпинга так,чтобы в случае внезапного успеха животного
вы знали,что следует подкреплять далее
6 Не меняйте тренеров на середине реки-у вас может быть несколько инструкторов на одного ученика,но придерживайтесь одной программы
выработки на каждый из типов поведения
7 Если план не работает,меняйте план ( адаптируйте план под животное)
8 Не заканчивайте треннировку,не дав положительного подкрепления,это равносильно наказанию.
9 Если навык ухудшаеться,возвратитесь в детский сад,быстро повторите весь процесс шейпинга.
10 Оканчивайте треннировку на высокой ноте.
Этапы обучения
1 Отгадалка/шейпинг -если собака совершает нужное движение,клик-лакомство
2 Если собака предлогает нужное движение ( действие) 100%-но,то на этом этапе можно начинать добовлять сигнал (команду или жест) согласно
ниже приведённому порядку
3 На определённом этапе ( несколько дней-у всех собак по разному) необходимо попробывать,узнает собака уже или нет- то есть после контакта
необходимо произнести команду и подождать,пока собака её выполнит,клик-лакомство.
4 Кликер теперь нужно при данной команде использовать только в сложных для собаки ситуациях-незнакомое место,слишком много раздражителей и т.п.
В остальных случаях кликер при данной команде использовать больше не надо.Команда-исполнение-премия
5 У 100%-но исполняемых команд надо постепенно перестать давать лакомство,премируя лишь самые лучшие моменты/исполнения.Хвалить всё же надо!
Этапы обычения словестной команде (сигналу)
1 деятельность-клик-КОМАНДА-лакомство
2 деятельность-КОМАНДА-клик-лакомство
3 КОМАНДА-исполнение-клик-лакомство
4 КОМАНДА -исполнение-лакомство
5 контроль стимулов ( сигналов)
Этапы добавления сигналов
Выбор сигнала (слово,жест или что либо другое)
сигнал должен быть выбран в соответствии с животным,животное должно понимать сигнал однозначно и не путать с другими сигналами.
Обучение сигналу
Очень важно быть последовательным-как подавать сигнал и что именно он значит-варьировать нельзя! Если у животного проблема с узнаванием сигнала
оно начнёт предлогать варианты-пытаться отгадать,что же этот сигнал значит,что в свою очередь ещё больше портит сигнал.
Деятельность собаки под контролем
1 деятельность происходит именно тогда,когда произноситься команда
2 если команды не было,то собака и не должна этого делать
3 при смене команд-и здесь собака не должна предлогать прежнюю деятельность.Если предлогает-просто игнорируем.
Построение треннировки
1 Цель- определи( опиши) как должна выглядеть конечная ( идеальная) цель обучения
2 достижение желаемой деятельности,как ты будешь этого достигать
3 изменение деятельности в сторону желаемой и стабильной
4 обозначение имени деятельности ( слово или жест,прибавление сигнала тогда,когда деятельность уже идеальна-т.е отвечает нашей цели)
5 контроль реакции (стимулов) -деятельность начинаеться при помощи команды и обязательно являеться ключевым моментом
при формировании рефлекса.Так что упражняться надо вблизи от раздражающих факторов и во всех тех местах,где потом в будущем
это поведение может понадобиться.
7 продление деятельности по времени
8 дистанцирование деятельности ( если это в будущем необходимо).Дистанцию нельзя увеличивать до увеличение продолжительности по времени.