Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 20.11.2017
                 
  Дрессировка и воспитание собак.
Зоомагазин- сухой корм, консервы, снаряжение для собак и кошек.
 ул.Восточная, д.72 тел.302-20-29, 345-62-36
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Кинологический спорт » Защитно-караульная служба » Защита или добыча. Работает или играет. (Что дает игра с собакой?)
Защита или добыча. Работает или играет.
d-kro1999Дата: Воскресенье, 15.01.2012, 10:22 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Классика жанра.

ЗАЩИТНАЯ СОБАКА
Хельмут Райзер

Глава 1. ОСНОВЫ ИНСТИНКТОВ ДЛЯ ЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ
1. Охотничий (добычный) инстинкт

Охотничий инстинкт входит в функциональный круг приема пищи. К охоте относятся такие типы поведения, как гон и травля добычи, стойка, аппортировка, преследование по зрению или по следу, характерное трепание тряпки, а также напрыгивание, хватка и стремление тащить вниз. В основе ключевых раздражителей, стимулирующих собаку к охотничьим действиям, лежит поведение добычи в ее естественных условиях. Жертва всегда панически убегает от собаки и находится в постоянном движении. Инстинктивные охотничьи действия, вызванные этим раздражителем, следующие: собака преследует жертву, напрыгивает на нее, хватает и тянет вниз. Если хватка слабая - жертва пытается вырваться, если хватка крепкая - то жертва рефлекторно сдается и останавливается. Как только хватка ослабевает, жертва пытается бежать, собака снова хватает и треплет жертву до "смерти". Собака переносит добычу. Охотничий инстинкт удовлетворен, т.е. достигнута конечная цель.

Охотничий инстинкт проявляется уже у щенка, и по мере взросления собаки развивается. Он относится к тренируемым инстинктивным действиям, т.е. в процессе обучения он может развиваться или тормозиться. Охотничий инстинкт подвержен специфической усталости, вызванной раздражителями или действиями.

Отсюда следуют уже первые типы поведения, которые используются в защитной службе: травля стоящего в укрытии помощника, преследование, напрыгивание, задержание убегающего помощника и крепкая трепка за рукав - это типы поведения, которые хозяин ценит в своей собаке.

Добавлено (15.01.2012, 10:18)
---------------------------------------------
2. Оборонительный инстинкт

Оборонительный инстинкт входит в функциональный круг агрессивности и может пересекаться со многими функциональными кругами. К оборонительным действиям относятся: угроза, фиксирование, агрессивная оборона и хватка. Ключевыми раздражителями для обороны являются угроза и физическая агрессия. Цель, которую собака хочет, достичь своими действиями - пробуждение у объекта инстинкта самосохранения. Оборона может иметь различную мотивацию в зависимости от того, в каком функциональном круге приема пищи она может проявляться как охрана и защита добычи, домашних животных или щенков. И, наконец, она может проявляться в социальных сферах: для утверждения ранга, обеспечения привилегий, например, территориального характера, защита от чужих или в виде вынужденной самообороны (укусы от страха).

Оборонительный рефлекс подвержен специфической усталости, вызванной раздражителями или действиями, т.е. может активизироваться постоянно, и потому должен быть составной частью бойцовских качеств собаки. Таким образом, из оборонительного рефлекса вытекают типы поведения, которые можно использовать в защитной службе (как, например, противостояние угрозе или нагрузке физического или психологического характера)

На практике провоцирование оборонных действий может выглядеть следующим образом: помощник подходит к собаке и угрожает ей; собака со своей стороны проявляет агрессивные угрожающие действия (рычание, лай укусы), помощник убегает, - собака достигла своей цели. К сожалению, так бывает очень редко. В большинстве случаев убегает собака, если ее не вынуждают к обороне более сильные интересы - добыча, территория, безвыходность (если собака привязана). Здесь проявляются антагонистические отношения между оборонительным инстинктом и инстинктом самосохранения, т.к. ключевые раздражители у них одинаковые. Именно в этом заключается большая опасность при развитии оборонительного инстинкта.

Добавлено (15.01.2012, 10:19)
---------------------------------------------
3. Инстинкт самосохранения

Прежде чем дальше обсуждать антагонистическое соотношение этих двух столь важных инстинктивных действий, с которыми надо обращаться очень осторожно, следует коротко охарактеризовать инстинкт самосохранения. Как уже говорилось, ключевыми раздражителями являются угроза физического или психологического характера или же открытая агрессия. Цель, которой хочет достичь собака - ее собственная невредимость, стремление избежать вражды и повреждений, сохранение своей безопасности при угрожающих действиях врага. Типы поведения собаки при этом: бегство, уступание дороги, собака отползает или уходит в укрытие, прекращает начатое действие, принимает позу подчинения. Инстинкт самосохранения может активизироваться в любой момент.

Добавлено (15.01.2012, 10:20)
---------------------------------------------
4. Угрозы и другие ключевые раздражители оборонительного инстинкта

Биологическая функция угрозы состоит в запугивании конкурента, в котором желательно пробудить инстинкт самосохранения прежде, чем он начнет настоящую борьбу. Наиболее часто проявляются две формы угрожающего поведения: либо угрожающий пытается показаться очень большим (увеличивает размеры своего тела), либо демонстративно обнажает свое оружие. Уверенные в себе собаки, которые имеют высокий порог раздражения для включения инстинкта самосохранения (смелость), скорее дадут при этом реакцию оборонительного инстинкта, чем инстинкта самосохранения.

Угроза может осуществляться и другим образом. Так, например, взгляд в упор также является формой угрозы. Лоренц говорит: "Большинство животных, которые вообще 1 могут фиксировать взгляд двумя глазами, делают это только на короткое время и в моменты высочайшего напряжения: либо в страхе перед фиксирующим объектом, либо при наличии какого-либо намерения в его отношении, причем обычно недоброжелательном. Соответственно, между собой животные воспринимают такое фиксирование как явно враждебное и даже угрожающее действие". Здесь также проявляется, антагонистические соотношения оборонительного рефлекса и инстинкта самосохранения. Мечение территории также является одной из форм угрозы, но это не направленная угроза. Другой возможностью провоцировать оборонительный рефлекс является умышленное подавление нормального приветствия, т.к. это равноценно открытой агрессии. Эту реакцию мы можем проверить на самих себе: если посторонний человек врывается в нашу группу без приветствия. Он тут же встречает реакцию оборонительного поведения или рефлекса самосохранения. Так и чужая собака, если ее вообще потерпят, должна сначала проиграть целый поведенческий ритуал, прежде чем она будет принята стаей. Поэтому наши домашние собаки так недовольны, когда чужой звонит в дверь.

Еще одним средством вызвать оборонительный рефлекс является открытая агрессивность, на которую только взрослые и уверенные в себе собаки отвечают оборонительными действиями, но часто она приводит к оборонительным действиям в форме вынужденной обороны, если нет возможности спастись бегством. Тогда мы говорим об укусах со страха, а в исследованиях поведения такое поведение называется критическим. Оборонительный рефлекс так же возникает в том случае, когда собаке угрожают попытками отнять добычу или аналогичный предмет.

Интересно, что анализ мотиваций показал, что основой угрожающего поведения может быть смешанная мотивация, в которой участвуют тенденции нападения и бегства. Во многих случаях она определяется уже из "амбивалентной" формы соответствующего типа поведения, который состоит из невольных элементов нападения и бегства. Лоренц наблюдал: "эта мимика, которую, в общем, обычно называют угрозой, проявляется вообще только тогда, когда тенденции нападения тормозятся страхом, хотя бы, совсем маленькой долей страха. Если страха нет вообще, животное кусает без угрозы, с таким спокойным выражением, которое выдает только очень незначительное возбуждение". Когда я вспоминаю о бешенстве трусливо-злобных собак, я должен согласиться с этим высказыванием.

Поэтому в работе помощника существует необходимость никогда не угрожать собаке с чувством уверенности в себе, а постараться убедить собаку в смешанной мотивации страха и нападения. Чем неувереннее умеет себя вести помощник при угрозах, тем увереннее собака будет проявлять оборонительные действия.

Добавлено (15.01.2012, 10:20)
---------------------------------------------
5. Регулирование поведения обороны и самосохранения

Решающим в том, какое поведение будет демонстрировать 1 собака, является степень ее уверенности в себе и силы как того, кто угрожает, так и того, кому угрожают. При этом для обоих имеет значение множество факторов, и, прежде всего, возраст животных, т.к. многие инстинкты созревают только от 1 года до 2 лет, а иногда и к 3 годам, например: оборонительный инстинкт, сила дикого зверя, стойка у охотничьих собак, облаивание при нарушении границ их территории и защитный инстинкт. Но раздражители окружающей среды влияют на собаку так же, как и опыт. Так, например, при изучении поведения установлено, что готовность к защите своей территории снижается от центра территории к ее краю, тогда как инстинкт убегания возрастает в соответствующей пропорции. В центре оборонительный инстинкт настолько высок, что собака противостоит очень интенсивным нападениям. Поэтому не удивительно, что именно собаки со слабой нервной системой, которые дома постоянно чувствуют угрозу от каждой мелочи и проявляют агрессивное оборонительное поведение (хорошие сторожевые собаки), в незнакомой обстановке проявляют робкое и трусливое поведение самосохранения. Но если им действительно что-то угрожает, или, лучше сказать, они чувствуют угрозу и не могут бежать, то они реагируют бегством вперед, как типичные злобно-трусливые собаки.

Точно так же и такие раздражители окружающей среды как, например, жертва, животное противоположного пола и т.д., могут побудить собаку к более активной оборонительной реакции вместо реакции самосохранения. Я уже пояснял, что оборонительная реакция может проявляться в разных функциональных кругах. Собака с сильной нервной системой всегда более уверена в себе и имеет большую нагрузку на оборонительный инстинкт. Уже маленькие щенки проверяют друг друга, кто лучше выносит угрозу, в основном, психологического характера. Им доставляет удовольствие ссора из-за кусочка мяса, и горе тому, кто даст себя испугать. Вместо того, что бы защищать свою добычу равнодушно или оборонительно, в зависимости от степени угрозы, этот щенок очень быстро займет подчиненное положение.

Добавлено (15.01.2012, 10:22)
---------------------------------------------
6. Критическая дистанция, дистанция бегства, индивидуальная дистанция

Каждое животное, и прежде всего крупные млекопитающие, убегают от превосходящего противника, как только он приближается на определенное расстояние. Дистанция бегства возрастает в зависимости от того, насколько животное боится соперника. Таким образом, дистанция бегства - это минимальное расстояние, на которое ниже стоящее животное подпускает к себе своего биологического противника, не обращаясь в бегство.

С' такой же закономерностью и предсказуемостью, с какой животное убегает, если противник перешагнул границу бегства, собака принимает бой, если противник подойдет на такое же строго определенное, но гораздо меньшее расстояние. В природе такое пересечение границы критической дистанции происходит только в тех случаях, когда животное находится в тупике и не может бежать, или же при защите потомства. Эта критическая реакция является основной формой отношений борьбы, она сильно мотивирована страхом. Она является бегством вперед или нападением с мужеством обреченного.

Полноты ради нужно еще упомянуть об индивидуальной дистанции. Это расстояние, на которое животные, равные между собой, подпускают друг друга. Часто она зависит от степени личного знакомства или от инстинктивного настроя, или, по крайней мере, связана с ним. При этом в определенное время выращивания щенков некоторые суки не подпускают к ним даже хозяина, особенно, когда щенки сосут. Так же у очень доминантных и уверенных в себе собак случается наблюдать, как они встречают неуклюжие попытки чужаков оборонительной реакцией, часто с рычанием. Такое поведение имеет еще и дальнейшее объяснение, оно связано, скорее, с агрессивностью в целом, т.к. оборонительный инстинкт входит в функциональный круг агрессивности.

Этот термин имеет весьма широкое значение. Он включает в себя реактивный (оборонительный инстинкт) и активный (социальная агрессивность) (диапазоны агрессивного поведения. Мнения о том, имеется ли самостоятельный инстинкт агрессивности или нет, сильно расходятся. Имеющиеся данные о возможной спонтанности агрессии пока не позволяют сделать однозначного заключения. Еще не удалось подтвердить наличие настоящей агрессии холостого хода, что бы было доказательством наличия самостоятельного инстинкта. Напротив, имеется много доказательств того, что агрессивную предрасположенность можно считать доказанной. Объяснение детерминантов осуществляется тремя различными путями:
1. Учебно-психологическая модель обосновывает агрессивность через процессы научения на ранних этапах развития. По этой модели животное учится агрессивности на чьем-либо примере или на основе успеха.
2. Модель фрустарационной агрессивности склонна объяснить агрессию безуспешным опытом в диапазоне других инстинктов.
3. Третья группа исследователей обосновывает агрессию врожденным инстинктом агрессивности по модели инстинкта Лоренца-Фрейда.
Все эти воззрения и модели базируются на наблюдениях и экспериментах. Так что приходится только удивляться односторонности, с которой представители различных учений ^ приводят аргументы друг против друга. Несомненно, агрессия является результатом всех трех процессов.

В пользу первой теории Труммер приводит следующий пример: "Я знаю, что большая часть случаев агрессивности собак против себе подобных или людей связана с противоестественно протекавшим периодом щенячества. Это может настолько снизить порог раздражения для агрессии, что даже незначительные события являются поводом. Но исследования поведения имеют подтверждение и второй модели: повышенная агрессивность, которая приводит порой к убийству себе подобных, наблюдалась также у животных, живших в клетках при одиночном содержании, при изолированном выращивании, при недостатке питания и в других стрессовых ситуациях. Имеются также наблюдения, подтверждающие третью теорию: так на домашних мышах удалось вырастить штаммы с различной готовностью агрессии. Здесь генетическая основа этих размышлений была подтверждена наследственными экспериментами: если скрестить представителей различных штаммов, то агрессивность потомков первого поколения будет занимать промежуточное положение по сравнению с исходными штаммами.

Если мы хотим использовать инстинкт агрессивности при обучении собаки защитной службе, то нас меньше интересует теоретический спор о ее мотивации, чем такие критерии, как разрешающая способность или ключевой раздражитель, цель инстинкта и, соответственно, биологическое значение, а также возможности тренировки и соответствующих величин воздействия.

Ключевой раздражитель для реактивного агрессивного поведения, т.е. оборонительного инстинкта, подробно описан в предыдущей главе, так же как и цели инстинкта и величины воздействия. Активное агрессивное поведение всегда является интроспецифической агрессией, т.е. социальной агрессивностью и является исключительно следствием конкуренции, причем диапазоны объектов конкуренции, наряду с неживой и живой окружающей средой, включают в себя также себе подобных, прежде всего половых партнеров (конкурентов). Эта интроспецифическая агрессия активизируется претендентами или конкурентами и "асоциальным" или "неприличным" поведением. Цель инстинкта социальной агрессии, прежде всего, - обращение в бегство, покорение, подчинение, а подчас и физическое увечье или убийство конкурента.

Но никогда не бывает так, чтобы агрессия приводила к взаимному истреблению вида, и биологический смысл ее недостаточно хорошо изучен. В первую очередь, она обеспечивает то, что представители одного вида приблизительно равномерно расселяются по имеющемуся пространству и оптимально его используют

Известную вспомогательную роль в развитии врожденных способностей играет то, что с возрастом и длительным заниманием высокого положения растет уверенность в себе, т.е. уверенность в победе, а с ней и интенсивность агрессии. Социальная агрессивность относится к тому же еще и к тренируемым инстинктивным действиям. Своевременной тренировкой можно достичь усиления или ослабления агрессии в известных пределах. В общем, испытание агрессивных наклонностей ведет к тренировке агрессивного поведения, при этом особенно повышают агрессивность успехи в борьбе. Боль (строгий ошейник, электрошок)также может привести к повышению агрессивности, но здесь результаты различны в зависимости от примененной дозы воздействия. Агрессивная готовность к действиям подвержена колебаниям, которые, помимо всего прочего, имеют и гормональную основу. Мужской половой гормон повышает агрессивность многих млекопитающих в брачный период.

Для помощника по защитной службе имеют значение еще два момента, влияющие на агрессию:
1. личное знакомство тормозит агрессию;
2. очень общий принцип, что пассивное восприятие агрессии сильно влияет и вызывает неуверенность, т.к. отсутствие реакции всегда оставляет глубокое впечатление.
В связи с агрессией я хотел бы сказать пару слов об обучаемости агрессивных животных. Мы знаем, что собаки, работающие по защитной службе, должны обладать сильными инстинктами и хорошей дрессирумостью. Чтобы хорошо отдрессировать собаку в нужно, чтобы она прошла множество процессов обучения. Сверхсильный стресс является препятствием для успехов в обучении, а самую сильную нагрузку собака получает в конфликтной ситуации, избежать которых часто не удается. Высокую нервную нагрузку дают агрессия и страх, если спровоцировать и то и другое. Например, когда в агрессивной собаке, во время облаивания, слишком сильным воздействием вызывают проявление инстинкта самосохранения, то собака попадает в инстинктивный конфликт с высочайшим нервным напряжением, которое делает ее неуправляемой. Только в менее сильных и неуверенных в себе собаках удается вызвать в таких ситуациях инстинкт самосохранения (при этом лай собаки не является действием, которого пытались добиться и которому пытались научить, а только действием - заменителем). Уверенные в себе собаки с сильными инстинктами при сильном воздействии становятся только агрессивнее, и снова и снова срываются. Некоторые собаки от гормонального воздействия впадают в своего рода транс, который делает их нечувствительными к боли. Этот факт можно наблюдать при драках между собаками, особенно между суками: удары еще больше возбуждают их, т.к. сила действует как стимулятор агрессии. Если в процессе обучения нужно воспользоваться инстинктом самосохранения, то агрессивность является плохой мотивацией: во-первых, она ограничивает или вообще исключает обучаемость; во-вторых, при этом неизбежно пострадает уверенность собаки в себе.

Добавлено (15.01.2012, 10:22)
---------------------------------------------
7. Инстинкт борьбы
Вопрос, существует ли такой самостоятельный инстинкт, не удается решить с давних пор. Многие кинологи считают, что должен существовать инстинкт, родственный стремлению к игре. Я считаю такой термин неправомочным. Термин "инстинкт" обозначает наследственную координацию, которая служит собаке для сохранения рода. Инстинкт же борьбы подразумевает стремление нанести противнику увечье или уничтожить его, а также самому не получить повреждения. Даже у инстинкта агрессии имеется функция сохранения рода; чреватая увечьями борьба заменена ритуалами. Кроме того, из того факта, что многие "турнирные бои" требуют для своего завершения гораздо больших затрат сил и времени, чем интраснефицические виды борьбы с нанесением повреждений и убийством (например, охота), видно, насколько сложным должно быть воздействие селекции, которое привело к созданию не наносящих увечья видов борьбы. Тем не менее, мне кажется, что термин "инстинкт борьбы" удобен для нас и для описания желаемого поведения собаки. Мы ищем собаку, которая получила бы удовольствие от борьбы с помощником. Но удовольствие от борьбы может получать только та собака, которая при этом несет относительно малую нагрузку и не вынуждена постоянно бороться с помощником за свою жизнь. Таким образом, я считаю, что то, что мы называем "инстинктом борьбы" вытекает из инстинкта игры.

Если мы хотим развить в собаке инстинкт борьбы, то мы должны знать, какие качества отличают хороший инстинкт борьбы.

Я знаю на практике, что собаки, обученные защитной службе с использованием оборонительного инстинкта, еще очень долго не имеют хорошего инстинкта борьбы (при угрозе проявляют агрессивность и не имеют повода вступить в борьбу при бегстве). У всех собак, у которых я определил ярко выраженный инстинкт борьбы, я отмечал ярко выраженный охотничий инстинкт. Я считаю, что это является важной составной частью инстинкта борьбы. Охотничий инстинкт - действие, усиленное чувством удовольствия, которое не угрожает жизни собаки, что могло бы стимулировать проявление инстинкта самосохранения.

Но только охотничий инстинкт - это, конечно, еще не инстинкт борьбы. Успешное использование собакой охотничьих действий является второй составной частью инстинкта борьбы.

Но самое важное, что определяет инстинкт борьбы - это активная составляющая инстинкта агрессии, т.е. социальная агрессивность (собака должна видеть в помощнике конкурента). Объект конкуренции может быть различным: это может быть добыча, или здесь могут срабатывать социальные мотивации, т.е. собака должна быть доминантной и стремиться подчинить себе помощника, поскольку он всегда выступает как источник угрозы.

Таким образом, чтобы развить у собаки инстинкт борьбы, нужно сначала стимулировать у нее развитие охотничьего инстинкта, а затем развитие оборонительного инстинкта. Т.е. она должна научиться завоевывать и защищать добычу.

Принимая в расчет эти критерии, вполне понятно, почему годовалая собака не может еще иметь полностью сформированный инстинкт борьбы.


http://st-h.jimdo.com
 
d-kro1999Дата: Понедельник, 16.01.2012, 20:01 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1. Аппетенция, ключевой раздражитель, инстинктивное действие, конечное действие, цель.

Тип поведения, с которым животное, не нуждаясь в предварительном опыте, вступает в контакт с окружающей средой, называется инстинктивным. Для его проявления нужны обычно две предпосылки. Во-первых, животное должно иметь готовность к действию, мотивацию или специфическую аппетенцию. Она определяется известными жизненными процессами в мозговых клетках и совместным действием множества гормональных желез. Для этого животное имеет врожденные физиологические системы, которые действуют как механизмы стимуляции. Они не ждут пассивно каких либо событий, а в каждом конкретном состоянии ищут ситуацию - раздражитель, которая обеспечивает протекание определенных типов поведения. Во-вторых, ключевой раздражитель должен стимулировать инстинктивное действие. Инстинктивное действие обычно завершается конечным действием, которое в отличие от апетенции разрушает или удовлетворяет инстинктивное стремление и снижает напряжение. Поиск необходимого раздражителя для достижения цели инстинкта называется аппетенциальным поведением. Аппетенциальное поведение можно ожидать при неудовлетворенном инстинкте. Обучение происходит только в аппетенциальной фазе инстинктивного действия, находящихся в процессе “конечное действие” уже невозможно остановить раздражителем - помехой.
2. Реакция холостого хода, целенаправленное движение.

Если инстинктивный настрой, т.е. внутренний застой 1 раздражителя слишком силен и отсутствует необходимый ключевой раздражитель, то это может привести к спонтанному проявлению инстинктивного поведения и без такого раздражителя или при наличии аналогичного 1 раздражителя. Этот процесс называется действием 1 холостого хода. Он должен защищать нервную систему от повреждения невыполненным застоем раздражителя.

Противоположным реакции холостого хода, является целенаправленное движение (действие?) инстинкта как стимула недостаточного, чтобы в ответ на ключевой раздражитель последовала цепочка действий, все остается при намеке, при начале движения. При еще меньшем возбуждении инстинкта ключевой раздражитель может не вызывать вообще никакой реакции.
3. Конфликтное поведение

Обычно внешняя ситуация и инстинкт однозначно определяют, какой тин поведения вызван в данный конкретный момент. Но иногда может получиться так, что примерно с одинаковой силой могут активизироваться две не родственные тенденции поведения и ни одна из них не является однозначно господствующей. В этом случае дело может дойти до конфликтной ситуации, которая в основном имеет три следующих проявления: абивалентное поведение, переориентированное поведение, неадекватное действие. Такое двустроннее торможение известно в различных диапазонах поведения. Особенно часто оно возникает между частями различных функциональных кругов. Очень ярко оно выражено между элементами агрессивного поведения и поведения самосохранения. Здесь часто наблюдаются типичные действия - заменители: Собаки, у которых при облаивании слишком сильным воздействием вызван инстинкт самосохранения, часто совершают действия - заменители, например: угрозы, приветствия, лай, мечение, зевание и т.д. Все упомянутые формы реагирования имеют одинаковый эффект: они приводят к разрядке ситуации, к разрешению конфликта. Поведенческое равновесие должно быть восстановлено за счет выпускания перенапряженной энергии рефлексов.

Амбивалентные движения являются комбинацией нескольких элементов поведения, соответствующих не родственным рефлексам, в основном одновременной комбинацией их целенаправленных движений, часто в форме определенных положений тела или их последовательности, часто беспорядочно повторяемых. Так в угрожающем поведении собак без труда можно узнать элементы как оборонительного поведения, так и поведения нападения.

Переориентированное поведение является также действием - заменителем, которое часто наблюдается в противоречии между поведением нападения и обороны. Тип поведения проявляется в противоречии между поведением нападения и обороны. Тип поведения проявляется, но его ориентация направлена на отвлекающий объект. Если, например, животное подвергнется угрозе или нападению со стороны представителя рода, занимающего более высокое иерархическое положение, то ответная реакция часто направлена не на нападающего, а на представителя рода, занимающего более низкий ранг, чем оно само. Видимо, этот тип поведения объясняет тот факт, что некоторые собаки при слишком сильном воздействии вожатого проявляют агрессию к помощнику (я уже говорил выше, что строгий ошейник или электрошок могут стимулировать агрессию). Другая форма переориентированного поведения при аналогичной конфликтной ситуации - кусание досок укрытия, что бывает с некоторыми забитыми собаками при облаивании.

Наконец, бывают такие конфликтные ситуации, при которых ожидаемые, т.е. соответствующие ситуации типы поведения вообще не проявляются, а возникает другой, в данном сочетании совершенно бессмысленный, тип поведения. Этот перенос отношений возникает тогда, когда две не родственные тенденции поведения активизированы одновременно и примерно с одинаковой силой, и поэтому взаимно тормозятся. При этом прорыв осуществляет третья, хотя и более слабая тенденция поведения, которая до этого была заморожена. Чаще всего проявляются типы поведения, которые постоянно активизированы, как, например, движения, соответствующие приему пищу, уходу за своим телом, уходу за потомством, а так же действия инстинктов агрессии и самосохранения. Типичные признаки конфликтной ситуации следующие: дрожь, слюнотечение, бессмысленные прыжки туда-сюда, царапанье земли или стен, повизгивание, выделение кала, рвота; многие собаки многократно поднимают заднюю лапу или ложатся в необычных и неудобных местах, как-будто им хочется спать. Известно также проявление слишком частого преувеличенного встряхивания, могут чесаться, вылизивать лапы - это признаки возбуждения в ситуациях растерянности. Многие собаки реагируют на возбуждение приемом пищи и воды. Каждая конфликтная ситуация представляет собой высокую нервную нагрузку, другие животные значительно раньше получают повреждения нервной системы или организма в целом. Об этих повреждениях я хотел бы рассказать, поскольку мне приходится их наблюдать на многих собаках после обычного обучения защитной службе, т.е. только на основе оборонительного инстинкта. Я уже говорил о том, что конфликт между агрессией и инстинктом самосохранения является одним из самых частых. Поэтому, если приходится дрессировать собаку, у которой хватка выработана на основе оборонительного инстинкта, то постоянно возникает эта конфликтная ситуация. Но при долго сохраняющихся небиологических конфликтных ситуациях возникают явления нервного сверх-раздражения, которые могут упорно сохраняться в течение всей жизни собаки. Они могут проявляться в повышенной пугливости, нарушениях социальных контактов, склонности к стереотипам (бегание туда-сюда по клетке, как у животных в зоопарке), отказе соблюдать чистоту в дому, злобности и т.д. Собаки с такими нарушениями поведения часто высоко ценятся спортсменами.

Но нервные нарушения - это еще не конечная стадия. Часто приходится наблюдать психореактивные явления сверхраздражимости. Но психосоматические нарушения проявляются на практике гораздо чаще, чем они диагностируются (Брунер). Основные повреждения организма проявляются в нарушениях деятельности пищеварительного тракта, кровообращения, аппарата дыхания, кожного покрова и полового аппарата. При этом временной фактор часто играет важную роль. Если кратковременные психологические нагрузки приводят только к проходящим функциональным нарушениям, то более длительные приводят к хроническим заболеваниям и анатомическим повреждениям органов.


http://st-h.jimdo.com
 
d-kro1999Дата: Понедельник, 16.01.2012, 20:02 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
4. Суммирование раздражителей

Для многих типов поведения существует не один-единственный стимулирующий раздражитель, а несколько, которые по одному или вкупе вызывают определенное действие. В этом случае раздражители взаимно стимулируют друг друга. Феномен взаимного усиления не ограничивается раздражителями разного рода. Гораздо в большей степени один и тот же раздражитель усиливает свое воздействие, если он многократно исходит от одного и того же объекта или нескольких объектов одновременно. Таким образом общая величина раздражителя определенной ситуации складывается из стимулирующих величин всех участвующих отдельных раздражителей, которые могут возникнуть в границах этой ситуации. Это должно означать, что они просто стимулируют друг друга.

С аппотенцией происходит аналогичный процесс. Когда речь шла о конфликтном поведении, мы говорили, что инстинктные позывы могут тормозить друг друга: в действительности дело обстоит так, что два независящих друг от друга изменяющихся позыва могут проявиться во всех мыслимых и немыслимых корреляциях. Они могут поддерживать друг друга не вступая во взаимоотношения, во всем остальном вкупе выразиться в одном и том же типе поведения.

Для обучения защитной службе из этих закономерностей можно сделать следующие выводы:

Если я хочу развить в собаке охотничий инстинкт, я могу использовать соответствующие раздражители один за другим. С другой стороны для обучения в целом получается, что я оптимально стимулирую собаку к хватке, только если я использую все инстинктивные действия, которые побуждают ее к этому, т.е. нужно развить в собаке охотничий инстинкт, оборонительный инстинкт и инстинкт агрессии. То есть логическое следствие инстинктов таково, что в конце-концов для правильно отдрессированной собаки само появление помощника должно представлять собой охотничий раздражитель, оборонительный раздражитель и раздражитель стимулирующий социальную агрессию.
5. Специфическая усталость от действий и раздражителей

К сожалению действие раздражителей на собаку далеко не так просто, как это описано выше, т.е. здесь имеется противодействие - усталость.

Если некоторые типы поведения сразу после завершения полагают полную разрядку, то другим для этого требуется долгий период времени. Эта специфическая усталость от действий относится к совершенно конкретному действию. Различия связанны с требованиями к тому или иному типу поведения. Все это действия функционального круга приема пищи (охотничий инстинкт): для осуществления их функций должны произойти защитные действия и действия инстинкта самосохранения должны постоянно стимулироваться.

Другая форма усталости - это специфическая усталость, вызываемая раздражителями. Здесь речь идет о снижении готовности к реагированию на определенный раздражитель. Если хищному животному несколько раз подряд дать животное-жертву, то первый раз она будет убита, а через несколько повторов животное перестанет реагировать на раздражитель. То, что здесь речь идет о физической усталости, вызываемой действием, видно из того факта, что она снова может быть вызвана другим раздражителем. Интерес так же тот факт, что усталость на раздражитель может возникнуть в том случае, если соответствующий тип поведения ни разу не был вызван. Поэтому я не терпел, если собака, у которой стремятся развить охотничий инстинкт, в течение длительного времени до и после притравки крутится около помощника, с которым в этом время мирно беседует вожатый, т.к. выше уже говорилось, что помощник должен быть ключевым раздражителем охотничьего инстинкта. При развитии оборонительного инстинкта все обстоит совершенно иначе, т.к. при этом собака должна кроме всего прочего усвоить, что она обороняется только в том случае, если помощник на нее нападает.


http://st-h.jimdo.com
 
d-kro1999Дата: Понедельник, 16.01.2012, 20:03 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Глава 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОБАКИ

Собака способна к двум простым типам обучения: она может научиться чувствам, т.е. инстинктивным настроениям и непроизвольным реакциям (классический стандарт), и она может научиться простейшим (инструментальный стандарт).
1. Классический стандарт

Если нейтральный, раздражитель - звуковой сигнал "хорошо" связан с приятным вещественным раздражителем, то в конце концов он приобретает качество вещевого раздражителя. Если собака в ответ на слово "хорошо" начинает размахивать хвостом, то она выражает этим свою радость, не потому, что она понимает слова, а потому, что она чему-то научилась. Она научилась радоваться этому слову потому, что оно сначала было постоянно связанно с поглаживанием и приносило собаке удовлетворение инстинкта в рамках социального поведения. Собака научилась соотносить первоначальное действие с действием - заменителем. Этот закон открыл русский медик и исследователь поведения Павлов. Таким образом, классический стандарт описывает обучение за счет изменения первоначальных условий раздражителя, т.е. обучение условным рефлексам, чувствам и непроизвольным реакциям.
2. Инструментальный стандарт

Законы инструментального стандарта гласят:
• - Закрепление - подтверждение приводит к том, что сначала случайное, спонтанное или подстроенное действие проявляется все чаще, т.е. заучивается.
• - Незакрепленные типы поведения с течением времени проявляются все реже и, наконец исчезают. Эти законы обучения были разработаны американским психологом Торндайком. Чтобы успешно использовать этот закон обучения, мы должны знать, что закреплением желаемого действия для собаки всегда является достижение цели рефлекса. Для достижения желаемого действия за счет достижения цели инстинкта можно использовать следующие функциональные круги:
1. охотничье поведение:
2. действие приема пищи;
3. сексуальное поведение (материнское поведение).;
4. социальное поведение;
5. поведение самосохранения;
6. оборонительное и агрессивное поведение.
Несколько примеров:

Если надо облаивать палочку, то палочка используется как раздражитель охотничьего инстинкта. Пример удовлетворения инстинкта в функциональное круге приема пищи -поощрение, надо только заботиться о том, чтобы собака была достаточно голодна. Инстинкт самосохранения является одной из наиболее часто используемых мотиваций при подчинении себе собаки и не в последнюю очередь потому, что может быть постоянно активизирован. Но, к сожалению, получается так, что по закону обучения классического стандарта вожатый, или ситуация, или территория становятся раздражителем страха перед принудительным воздействием и, таким образом, связанными с хроническим отупением при работе. Тем не менее я считаю, что невозможно ни одному приему надежно обучить собаку хотя бы без однократного использования инстинкта самосохранения в качестве подкрепления, т.е. не бывает обучения вообще без принуждения. Умение дрессировщика проявляется в правильной дозировке и направленном применении принуждения.

Оборонительное и агрессивное поведение также можно использовать в качестве мотивации при обучении. Так, например, собаку можно учить аппортировке с использованием функциональных кругов охотничьего поведения, поведения приема пищи, социального или оборонительного поведения. При этом важно только, чтобы дрессировщик использовал ключевой раздражитель и правильную цель инстинкта как подкрепление. Вопрос, какой метод является правильным, практически не разрешим, нужно смотреть, на что собака лучше реагирует. То же относится и к вопросу, какой метод лучше при следовой работе. Если при этом учесть феномен суммирования раздражителей, то в конце концов приходить к выводу, что нужно одновременно использовать несколько мотиваций и несколько подкреплений. Я думаю, что тот, кто найдет время задуматься над этими строками, сможет выработать новую стратегию дрессировки.


http://st-h.jimdo.com
 
Форум » Кинологический спорт » Защитно-караульная служба » Защита или добыча. Работает или играет. (Что дает игра с собакой?)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017